Интересное Фото

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

Список отечественных лауреатов и претендентов на американскую кинопремию.
Юра Борисов стал первым российским актёром, номинированным на премию «Оскар». В категории «Лучшая мужская роль второго плана» он будет соперничать с Кираном Калкином, Эдвардом Нортоном, Гаем Пирсом и Джереми Стронгом.

До Борисова отечественные кинематографисты в основном получали номинации в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Какие российские и советские картины отмечала Американская киноакадемия и кто из них удостоился заветной статуэтки — расскажем в статье.

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Разгром немецких войск под Москвой»
За всю историю вручения «Оскара» отечественное кино было удостоено этой премии семь раз: четыре награды получили художественные фильмы, одна досталась анимационной ленте. Первой же золотой статуэткой была отмечена документальная картина «Разгром немецких войск под Москвой».

Осенью 1941 года немецкие войска приблизились к столице, и перед советской армией встала задача дать решительный отпор. Наряду с оборонными мерами было принято решение запечатлеть битву на киноплёнку. Реализовать проект поручили опытным документалистам Илье Копалину и Леониду Варламову.

Съёмочная группа несколько месяцев работала в самых горячих точках сражений, а монтаж проходил круглосуточно с учётом правок Сталина. В 1942 году готовый фильм был отправлен союзникам, а в октябре состоялась премьера американской версии. 4 марта 1943 года Американская киноакадемия впервые вручила «Оскар» зарубежной картине.

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Война и мир»
Эпическое произведение Сергея Бондарчука «Война и мир» стало одной из самых масштабных и дорогостоящих картин советского кинематографа. Фильм выделялся среди работ того времени благодаря использованию передовых технологий, позволяющих зрителям ощутить грандиозность Бородинского сражения и других военных эпизодов.

Создание экранизации романа Льва Толстого заняло шесть лет. В 1969 году кинолента получила мировое признание, завоевав премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Помимо этого, картина была также номинирована за лучшую работу художника-постановщика.

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Баллада о солдате»
Драма Григория Чухрая «Баллада о солдате», рассказывающая о нескольких днях жизни солдата Алексея Скворцова, отправившегося в короткий отпуск к матери, вошла в историю отечественного кинематографа как единственный фильм, номинированный на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Автором сценария выступил Валентин Ежов.

Примечательно, что о выдвижении на престижную премию режиссёр узнал лишь спустя время. Хотя в 1962 году заветная статуэтка досталась другому фильму, «Баллада о солдате» собрала более 100 наград по всему миру, включая одну из главных премий Каннского кинофестиваля.

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Братья Карамазовы»
Трилогия Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» была номинирована на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке уже после смерти режиссёра. Пырьев не успел завершить работу над картиной, и проект довели до финала Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, исполнившие роли братьев Дмитрия и Ивана Карамазовых.

Экранизация романа Фёдора Достоевского так и не получила заветную награду — победителем в этой категории стал политический детектив «Дзета» с Жаном-Луи Трентиньяном и Жаком Перреном.

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Чайковский»
Биографическая драма Игоря Таланкина «Чайковский», посвящённая жизни великого русского композитора, была выдвинута на «Оскар» сразу в двух номинациях: «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая адаптация музыкальной темы». Однако премия в этих категориях досталась другим картинам.

Главную роль в фильме исполнил Иннокентий Смоктуновский. Его работа была высоко оценена: актёр получил награду за «Лучшую мужскую роль» на кинофестивале в Сан-Себастьяне, а в СССР был признан «Лучшим актёром 1970 года».

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«А зори здесь тихие»
Экранизация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» по праву считается классикой советского кино. История о судьбах пяти девушек-зенитчиц, защищающих Родину, тронула зрителей и критиков по всему миру. В 1973 году фильм Станислава Ростоцкого был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Однако заветная награда ушла другому претенденту — комедийной драме Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии».

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Дерсу Узала»
Драма «Дерсу Узала» Сергея Герасимова и Акиры Куросавы, основанная на повести Владимира Арсеньева, рассказывает о приключениях писателя и его друга-охотника в Уссурийской тайге. Номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм, а затем и сама статуэтка стали полной неожиданностью для всей съемочной группы. Картина обошла таких сильных конкурентов, как «Запах женщины» и «Земля обетованная».

Получать награду в Лос-Анджелес прилетел Георгий Данелия, который в этот момент был в США с фильмом «Афоня». Из-за путаницы многие зрители ошибочно посчитали, что победу одержала именно комедия с Леонидом Куравлевым, и начали поздравлять создателей с «Оскаром».

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Белый Бим Черное ухо»
Драма Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо» была номинирована на «Оскар» в 1979 году. Трогательная история о верном псе с пятном на ухе, которое считалось «позорным» для его породы, завоевала сердца зрителей как в Советском Союзе, так и за рубежом. Однако награда досталась фильму Бертрана Блие «Приготовьте ваши носовые платки». Станислав Иосифович объяснял это антисоветской политикой киноакадемиков.

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Москва слезам не верит»
История о том, как три провинциалки — Катерина (Вера Алентова), Людмила (Ирина Муравьева) и Тося (Раиса Рязанова) — покоряли Москву, в 1980 году стала лидером проката, собрав около 90 миллионов зрителей в Советском Союзе. Однако многие критики оценили фильм Владимира Меньшова как рядовую мелодраму, а некоторые даже называли его дешевкой.

Тем не менее, американские киноакадемики посчитали «Москва слезам не верит» достойным «Оскара». Режиссер Меньшов, будучи невыездным, не смог лично получить статуэтку, и о победе узнал лишь из новостей. Однако свой «Оскар» он забрал с собой, несмотря на предположения, что статуэтка останется в Госкино, где она хранилась все эти годы. Меньшов впервые получил награду на церемонии «Ника» в 1989 году, спустя восемь лет после победы.

Читайте также:  Звезды в объективе Альваро Вилларрубиа

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Частная жизнь»
Режиссер Юлий Райзман не ожидал, что его драма «Частная жизнь» о поиске себя так глубоко затронет зрителей за рубежом. Главный герой фильма, директор крупного предприятия Сергей Абрикосов (Михаил Ульянов), уходит на пенсию и сталкивается с непониманием со стороны близких. В процессе решения семейных проблем он осознает, что всю свою жизнь потратил на пустые, несущественные вещи.

Хотя фильм не получил «Оскар», он был тепло принят на Венецианском кинофестивале, где удостоился двух специальных призов.

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Военно-полевой роман»
Мелодраму «Военно-полевой роман» с участием Инны Чуриковой, Николая Бурляева и Натальи Андрейченко Петр Тодоровский снимал в крайне сложных условиях: бюджет был существенно ограничен, и ни одна киностудия не желала браться за проект. Однако, несмотря на трудности, фильм, сценарий которого написал сам Тодоровский, в 1985 году был номинирован на «Оскар».

Стоит отметить, что за свою роль в картине Инна Чурикова получила международную награду — «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале в 1984 году.

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Урга: Территория любви»
Фильм Никиты Михалкова «Урга: Территория любви» стал первым российским номинантом на премию «Оскар». История, рассказывающая о том, как монгольская многодетная семья сталкивается с проблемой приобретения средств контрацепции, была не менее анекдотичной, чем сам сюжет. Съемочная группа отправилась в Маньчжурию практически без готового сценария, изначально задумывая проект как документальный, а главные роли исполнили непрофессиональные актеры.

Несмотря на необычные обстоятельства, картина завоевала главную награду Венецианского кинофестиваля, но уступила «Оскар» фильму с Катрин Денев «Индокитай».

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Утомленные солнцем»
2 апреля 1995 года российские зрители стали свидетелями исторического момента: на одном из каналов транслировали эпические кадры, как Никита Михалков получает первый в истории российского кинематографа «Оскар». В этот момент его поддерживала дочь Надя, сыгравшая одну из ролей в драме «Утомленные солнцем».

Как позже признался сам Михалков, создание фильма было не только делом энтузиазма, но и настоящим героизмом. Одним из самых сложных моментов съемок стали продолжительные эпизоды на веранде, которые снимались не в жаркий летний день, а при минус шести градусах. Чтобы создать нужный эффект зелени, к веткам деревьев подвязывали десятки тысяч листьев, а актеры, изображавшие отдыхающих на пляже, полоскали рот холодной водой, чтобы при разговоре не появлялся пар.

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Кавказский пленник»
Военная драма Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» основана на рассказе Льва Толстого, но действие фильма перенесено в период Первой чеченской войны. Главную роль исполнил его сын, Сергей Бодров-младший, что произошло по причине отсутствия подходящего актера, а также из-за ограниченного времени. В результате, фильм получил номинацию на «Оскар», а сам Сергей Бодров-младший получил признание за свою актерскую игру.

После этого работы Бодрова были номинированы еще дважды на премию в категории «Лучший иностранный фильм». В 2000 году фильм «Восток — Запад» режиссера Режиса Варнье, в котором Сергей Бодров-старший был сценаристом, претендовал на «Оскар», а в 2008 году фильм «Монгол», выдвинутый от Казахстана, также стал кандидатом на престижную награду.

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Вор»
Душераздирающая драма Павла Чухрая «Вор» была номинирована на «Оскар» в 1998 году, став своего рода компенсацией за судьбу фильма «Баллада о солдате», снятого его отцом, Григорием Чухраем. О том, что его картина также выдвигалась на международную премию, Григорий Чухрай узнал лишь позже.

В США «Вор» уступил картине Майка ван Дима «Характер», но сам фильм не остался незамеченным. В 2001 году Павел Чухрай получил предложение от Стивена Спилберга принять участие в создании документальных фильмов о Холокосте. Помимо номинации на «Оскар», драма с Владимиром Машковым удостоилась трех наград на Венецианском кинофестивале и стала шестикратным обладателем премии «Ника».

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«12»
На церемонии вручения «Оскар» в 2008 году Россию снова представил Никита Михалков с драмой «12». В основе фильма лежал сюжет картины «12 разгневанных мужчин», которая в 1958 году принесла режиссеру Сидни Люмету премию.

В конкурсе за «Оскар» Михалкову пришлось соревноваться с Сергеем Бодровым-старшим, чья картина «Монгол» также претендовала на награду. Однако в итоге премия досталась австрийскому режиссеру Штефану Руцовицки за фильм «Фальшивомонетчики».

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Старик и море»
В 2000 году анимационный фильм Александра Петрова, созданный по мотивам повести Эрнеста Хемингуэя, получил «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм». До этого Петров дважды пробовал свои силы, попадая в номинацию с мультфильмами «Корова» и «Русалка», но тогда награда ускользала от него.

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Левиафан»
Драма Андрея Звягинцева «Левиафан» попала в номинацию на «Оскар» в 2015 году и была явным фаворитом гонки: к тому моменту в копилке фильма уже было несколько престижных наград. Однако в борьбе за золотую статуэтку «Левиафан» уступил польскому фильму «Ида» режиссера Павла Павликовского.

История российских и советских номинаций на «Оскар»: от классики до наших дней

«Нелюбовь»
В 2018 году фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» также попал в число номинантов на «Оскар». До этого фильм был удостоен приза жюри на Каннском кинофестивале. В драме, в центре которой — мальчик, чьи родители разводятся, сыграли актёры Марьяна Спивак и Алексей Розин.

Источник

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий