Многие вещи мы впервые узнаем именно из фильмов. Однако не всегда эта информация оказывается правдой. Зачастую то, что показывают на экране, — всего лишь вымысел. При этом режиссёры и сценаристы вовсе не стремятся нас обмануть — чаще это осознанные художественные допущения, сделанные ради зрелищности. Поэтому не стоит винить себя за неточности в знаниях. Мы собрали самые распространённые мифы, которые подарило нам кино.
Взрывающиеся машины
Этот миф, пожалуй, один из самых распространённых. Мы так привыкли к зрелищным взрывам машин в кино, что забываем: в реальной жизни добиться такого крайне сложно. Одного дорожно-транспортного происшествия явно недостаточно — понадобится как минимум серьёзная взрывчатка.
Даже если выстрелить в бензобак, как это часто показывают в фильмах, вероятность взрыва будет минимальной, особенно если бак полон топлива. Всё потому, что горит не сам бензин, а его пары, которым для воспламенения необходим кислород. Допустим, во время аварии бак получил пробоину, но современные автомобили оборудованы системами, препятствующими утечкам.
Кроме того, для взрыва нужна мощная искра. Теоретически, выстрел и контакт пули с металлом могли бы её создать, но на деле этого недостаточно для эффектного голливудского взрыва. При реальном возгорании автомобиль загорается постепенно, а не мгновенно.
Так что сцена стрельбы Арнольда Шварценеггера в фильме «Терминатор 2: Судный день» (1991) выглядит впечатляюще, но с реальностью имеет мало общего. Дробовик — оружие мощное, но взорвать им целую фуру — это чистой воды вымысел.
Глушитель делает выстрел беззвучным
Этот приём регулярно используют в боевиках. Если герою нужно устранить кого-то незаметно, он просто надевает на пистолет глушитель. В кино этот аксессуар превращает оружие почти в волшебную палочку: герой может спокойно стрелять в толпе, а окружающие будто ничего не замечают.
В реальности всё иначе. Глушитель действительно снижает громкость выстрела, но не делает его бесшумным. Выстрел из пистолета с глушителем всё равно остаётся громким — особенно в закрытых помещениях. Так что в реальной жизни выстрелы были бы слышны всем вокруг, даже если в кино по сюжету их «не замечают».
Иными словами, Антон Чигур (Хавьер Бардем) из фильма «Старикам тут не место» в реальности вряд ли смог бы оставаться столь незаметным. Хотя, в его случае это, возможно, мало что бы изменило.
Можно пролезть по вентиляционной шахте
Какими бы не были крутыми Джон МакЛейн (Брюс Уиллис в «Крепком орешке»), Итан Хант (Том Круз в «Миссия: невыполнима») и другие киношные герои, пролезть через вентиляционную шахту в реальной жизни практически невозможно. Во-первых, вентиляция в зданиях обычно очень узкая — максимум туда может забраться крысенок вроде Реми из «Рататуя», но никак не взрослый человек, даже в отличной физической форме.
Во-вторых, в кино герои используют вентиляцию, чтобы пробраться незамеченными. На практике же любой шорох или стук от передвижения по тонким металлическим стенкам выдаст их моментально. Разве что в ночном клубе во время оглушительного рок-концерта можно было бы остаться незамеченным. Да и сами шахты не рассчитаны на такой вес — вероятность рухнуть вниз намного выше, чем тихо добраться до нужной комнаты.
Громкие взрывы в космосе
С раннего детства нас завораживали эпичные космические битвы в таких сагaх, как «Стартрек» и «Звездные войны». Погони, перестрелки, канонады орудий и яркие вспышки взрывов прочно врезались в память зрителей.
Однако мало кто задумывался: а можно ли в космосе наблюдать такие же взрывы, как на Земле? Ответ — нет. В открытом космосе, где нет воздуха, звук распространяться не может. Ведь для его передачи необходимы колебания воздушных частиц. Настоящие космические баталии выглядели бы совсем иначе: яркая вспышка и… полная тишина. Чтобы представить это, достаточно просто выключить звук при просмотре подобных сцен. Эту правду отлично иллюстрирует слоган фильма Ридли Скотта «Чужой»: «В космосе никто не услышит твоего крика». Как, впрочем, и взрыва.
Разбивать собою стекло
В погонях на экране герои постоянно пролетают сквозь стеклянные двери и окна, будто это пустяковое препятствие. Осколки разлетаются в стороны, а персонаж, словно невредимый, продолжает путь. В реальности все куда сложнее. Настоящие стекла гораздо прочнее тех, что используют на съемках, и пробить их своим телом крайне трудно.
Даже если удастся прорваться, радости будет мало: острые осколки гарантированно изрежут кожу, а серьезные травмы не позволят двигаться дальше. Отличную иллюстрацию правды можно найти в фильме «Славные парни» (2016), где герой Райана Гослинга, пытаясь вломиться через стекло, серьезно ранит руку и в следующем кадре оказывается на больничной койке. Именно такой, а не героический, итог скорее всего ждет того, кто решится повторить трюк из кино.
Утонуть в зыбучем песке
В фильмах «Мумия» с Бренданом Фрейзером герои опасались не только восставшего Имхотепа и его орд скарабеев, но и зыбучего песка, который, казалось, мгновенно затягивает жертву без шансов на спасение.
На самом деле зыбучий песок действительно существует, но не так уж страшен. Он плотнее воды, поэтому человек может погрузиться, но полностью уйти под поверхность — маловероятно. Голова точно останется снаружи, позволяя дышать и звать на помощь. Так что угрозу зыбучего песка в кино явно преувеличили — в отличие от проклятого верховного жреца, решившего вернуть свою потерянную любовь любой ценой.
Разговоры во время свободного падения
Болтать приятно, но порой нет подходящего момента или места для этого — например, когда ты падаешь с большой высоты. Сцены свободного падения в кино — частый прием, особенно когда одному из героев не хватает парашюта.
Эти эпизоды можно встретить в множестве фильмов, но ярче всего вспоминается кульминация «На гребне волны» с Киану Ривзом и Патриком Суэйзи. Финал стал настоящей эмоциональной кульминацией. Прыжок Киану из самолета без парашюта впечатляет, и в воздухе он сумел каким-то образом схватить своего врага. Несмотря на бешеную скорость падения, герои еще умудряются кричать друг на друга.
Однако в реальности такой разговор был бы невозможен. Во-первых, в полете ты не услышишь ни слова. Во-вторых, из-за сильного сопротивления воздуха даже трудно было бы пошевелить губами, не говоря уж о нормальной беседе. Но, конечно, молчание в такой сцене было бы странным. Именно такие художественные допущения делают кино зрелищным, но не стоит воспринимать их как абсолютную правду.